§ Широкогоровы §
toggle menu

Заключение

Чтобы закончить настоящий «Опыт», я дам главнейшие положения, которые вытекают из изложения.

1) Анимистическая теория, которая лежит в основе признания специально шаманских духов, является вместе с тем той средою, в которой только и может существовать шаманство. На анимистическую теорию нельзя смотреть как на изжившую себя у народов европейской культуры, где эти теории в зависимости от приобретенных новых данных опыта претерпевают изменения, но в существе своем он не отличается от анимизма примитивных народов. Анимистическое мышление, таким образом, по настоящий день является господствующим среди народов всего мира, включая сюда самые высшие слои цивилизованных народов европейской культуры, на тунгусской же почве анимизм является первичным условием для появления и развития шаманства.

2) Основным признаком шаманства является признание за некоторыми людьми способности вмещать в себя духов по своему желанию и усмотрению и познавать явления особым таинственным путем при посредстве знаний и особых способностей вмещенных духов. Этот признак шаманства не свойственен только одному шаманству, но также и другим способам общения с духами, признающим вмещение духов и возможность познания через них особым таинственным путем. Признаком, отличающим его от указанных других способов общения являются установленные ритуал, костюм и особое социальное положение шаманов и составляет шаманство.

3) Во время камлания шаман стремится привести себя в состояние экстаза, чтобы роль своего сознания, по возможности свести на нет. В это время его мышление, освободившись от привычной последовательности логических моментов, подчиняется особой последовательности, которая открывает ему возможность познания вне рамок, привычных для данной этнографической среды. Вместе с этим шаманом приобретается ряд новых возможностей сознательного воздействия на людей, пути которых еще не изучены,но многие явления не могут быть уложены в рамки обычного гипноза. Чем выше степень способности шамана подавлять свое сознание, тем «сильнее» бывает шаман и тем шире и глубже может быть его влияние на людей. Итак, во время камлания сознание шамана подавлено, но повышены влияния на других людей и способность познания путями входящими за пределы способов мышления привычных для данной этнографической среды.

4) Шаману известны приемы, укладывающиеся в шаманский ритуал которыми они доводят себя до экстаза и произвольно поддерживают это состояние. Шаман, обладая особой повышенной нервной чувствительностью и способностью владеть своим телом в более высокой степени по сравнению со средними людьми, для выполнения своих функций, должен быть физически, нервно и психически здоровым человеком, так как физическая немощь не позволить ему владеть собою по своему желанию, а нервное психическое заболевание в решительный момент может воспрепятствовать поддержанию состояние экстаза и все камлание превратить в обыкновенный нервный припадок. Итак, шаманам известно искусство приведения себя в экстаз, поддержанию которого болезненное состояние шамана препятствует.

5) Нервные и психические заболевания в роду, которые наблюдаются среди тунгусских народностей в весьма широком масштабе, в зависимости от момента подвержены усилению и расширению внутри рода. При особо интенсивном развитии заболеваний нормальная жизнь рода прекращается, что пагубно оказывается на его существовании, — пониженное питание и рождаемость, усиленная смертность и др. явления являются следствием этого. Локализация заболеваний внутри данной народности достигается путем усвоения убеждения, что распространение этих заболеваний ограничивается преимущественно родом. В роду же заболевания прекращаются одновременно с вмещением духов в одного человека и подчинением ему их. Таким образом шаман является, так сказать, предохранительным клапаном от психических заболеваний. Шаманство у тунгусов коррелятивно связано с психическими заболеваниями. Быть может, основной причиной своего существования оно имеет стремление народности освободить себя от распространения вредных с биологической точки зрения психических и нервных заболеваний, т.е. шаманство в качестве предохранителя является способом самозащиты и проявлением биологических функций рода.

6) Шаман в качестве охранителя рода, несет на себе чисто родовые функции, что создает условие для развития личного влияния шамана. Обладая знаниями приемов гипноза и других, быть может, еще более сильных, способов воздействия, шаман приобретает личное влияние на людей. Влияние шамана бывает особенно интенсивно в присутствии большого количества людей, которое подчиняется общим законам психологии толпы со всеми его последствиями для возбудителя толпы, т.е. самого шамана. Таким образом шаман, вследствие указанных условий, обладает исключительно высоким личным влиянием на людей.

7) Под влиянием нервного ослабления или заболевания шаман сам может сделаться орудием своих духов. Тогда его воздействие на них ослабевает, и он теряет свое значение в качестве врачевателя и охранителя рода, так как духи, не подчиняясь шаману, начинают приносить беспокойство или даже вредить людям. В этом случае шаман либо отказывается физически от своих обязанностей и в постоянно тяжелом психическом состоянии упорно ведет борьбу с угнетающими его духами, либо он совершенно погибает, но и в том и другом случае передает свои функции другим шаманам; вместе с тем, будучи по отношению остальных людей на особом положении и вызывая к себе осторожное и даже иногда враждебное отношение, шаман в личной жизни испытывает чрезвычайные осложнения, которые делают ее родом подвижничества.

8) Шаманство у тунгусов, имея сферою воздействия своего преимущественно психические и нервные заболевания во всех их проявлениях, не является религией в обычном смысле этого слова. Оно мирится с любой религиозной системой, его возможно примирить с любой системой знаний и с любым анимистическим мировоззрением. Шаманство лежит в совершенно иной плоскости и для возможности существования его необходимо только признание со стороны шамана воздействия на людей особыми, для людей таинственными и непонятными путями. Целью такого воздействия является регулирование психической сферы людей, имеющей громадное биологическое значение. В цивилизованном обществе функции шамана покрываются только частично и разными способами, регулирующего же аппарата, заменяющего шамана и специальных людей для этого не имеется. Учение о духах и отношениях их к людям и т.д. является лишь формою, в которую укладываются в сознании шаманства явления психической и психопатологической жизни народов, а шаманы и шаманство являются органами и системой, регулирующими эти явления и играющими в области психической жизни народов преимущественно санитарно-предохранительную роль.


 
Электропочта shirokogorov@gmail.com
© 2009 - 2021